Соединенные Штаты неоднократно были уличены в переброске групп стратегических бомбардировщиков B-52H в Европу.

Так, в 2019 году на британскую авиабазу приземлились три таких стратегических бомбардировщика, способных нести ядерные авиабомбы и крылатые ракеты, с бортовыми номерами 60-0061, 61-0006 и 60-0025.

При этом, глава Командования глобального удара ВВС США генерал Тимоти Рей заявил, что теперь переброска будет постоянной и добавил, что «во внимание это следует принимать всему миру, потому что мы будем перебрасывать стратегические бомбардировщики не только в Европу. Мы будем перебрасывать такие силы в зону оперативной ответственности Центрального командования (Ближний Восток и Африка), на Тихий океан, во множество других районов».

Кроме этого, американский генерал отметил, что детали предстоящих полетов бомбардировщиков в Европе разглашаться не будут в целях обеспечения скрытности операций.

«Мы должны обладать способностью наносить высокоточные удары на большую дальность на любом театре военных действий в целях поддержи наших союзников и продвижения стабильности», – добавил Рей.

В 2019 году американские бомбардировщики приняли участие в международных учениях Saber Guardian 2019 и BALTOPS 2019. Самолеты были замечены в Румынии, Эстонии и на Черное море, возле побережья Крыма.

Естественно все три бомбардировщика сопровождались в международном воздушном пространстве у Крыма и, вероятно, у Калининградской области российскими истребителями-перехватчиками Су-27 из состава дежурных сил ПВО.

То, что американские самолеты и бесбилетники постоянно курсируют вдоль границ РФ не секрет.

Военные эксперты обратили внимание на другое – состояние боевых машин США.

К примеру, три бомбардировщика, участвовавшие в международных учениях, должны были вернуться на базу. Два из них это сделали, а вот третий c позывным HODOR51 (60-0009) запросил экстренную посадку из-за пожара двух из восьми двигателей на авиабазе в Великобритании. Ппосле посадки бомбардировщик тушили несколько пожарных расчетов. Серьезно пострадавший от пожара B-52H оставался в Милденхолле прикованным к земле целых три месяца.

На этом неприятности у B-52 в Европе отнюдь не закончились. 28 августа B-52H (серийный номер 60-0002) уже 2-го бомбардировочного крыла с авиабазы Барксдейл (штат Луизиана) не долетел до Иордании, где он должен был сбросить бомбы на полигоне по плану учений Eager Lion 2019. Из-за технических проблем бомбардировщик вынужден был развернуться над западным Средиземноморьем, направиться через Францию в Великобританию и затем наматывать круги над небольшим городом Тьюксбери в западной Англии, чтобы выработать топливо перед посадкой в Фэрфорде, которая прошла успешно.

5 сентября в Фэрфорд из Барксдейла прилетел B-52H (серийный номер 60-0041) ВВС США для участия в учениях Ample Strike 19 в Чехии, Cobra Warrior в Великобритании и авиашоу «Дни НАТО» в Остраве (Чехия). Но из-за технической неисправности он оказался прикован к земле в ожидании доставки запчастей из США.

Эксперты не удивлены подобному, ведь средний возраст B-52H составляет почти 57 лет и эти самолеты старше своих пилотов. Но выбирать особо не приходится – B-2 не могут нести крылатые ракеты большой дальности и их мало, а число боеготовых B-1B составляет единицы.

Впрочем, не забывают в США и про самую современную авиатехнику своей стратегической авиации. В 2019 г. на ту же самую британскую авиабазу Фэрфорд пожаловали сразу три малозаметных («стелс») стратегических бомбардировщика Northrop Grumman B-2. Сегодня в Америке 19 такой самолет, но и их разработка начиналась еще в прошлом веке и сейчас он заметно устарел.

Планируется, что B-2 начнут снимать с вооружения в конце 2020-х гг. и к 2032 г. полностью заменят на находящиеся сейчас в разработке малозаметные бомбардировщики Northrop Grumman B-21 Raider.

Впервые B-2 был применен в бою во время агрессии НАТО против Югославии 23 марта 1999 г. В дальнейшем B-2 применялись в боевых операциях в Афганистане, Ираке и Ливии, при этом ни один самолет не был потерян.

Официально, американские B-2 участвуют в учениях, которые предполагают совместные тренировки и обучение союзников по НАТО для улучшения оперативной совместимости бомбардировщиков. Но не официально, миссия заключается в сдерживании любой потенциальной российской агрессии, успокоению союзников и партнеров в регионе, и служит «сигналом» о возможностях НАТО для его противников.

Ряд экспертов отмечают, что B-2 могут работать с минимальной наземной поддержкой с ряда «необычных» баз передового развертывания по всему европейскому региону. А полеты в Норвежское море, Исландию и за Северный полярный круг говорят о том, что США отрабатывают боевое применение B-2 против российских военных объектов на Кольском полуострове – прежде всего, баз атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) и хранилищ ядерных боеголовок и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) Северного флота.

Любопытно, что в отличие от B-52H, которые неоднократно летали над Балтийским морем, Польшей и Прибалтикой, приближаясь к Калининграду и Санкт-Петербургу, а также над Черным морем у Крыма, бомбардировщики B-2 в этих районах ни ранее, ни во время этого визита замечены не были. И не из-за пресловутой «невидимости» для радаров, а из-за того, что американцы не хотят подставлять эти самолеты под РЛС российских комплексов ПВО и истребителей-перехватчиков, что позволило бы России узнать реальную степень их малозаметности в радиолокационном, инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах.

Между тем авиация РФ не стоит на месте, постоянно совершенствуется и проводит учения.

Так, в 2019 г. российские стратегические ракетоносцы Ту-160, Ту-95МС, неоднократно совершали многочасовые перелеты без дозаправок над нейтральными водами акватории Балтийского моря.

Укрепляется российская ПВО на западных рубежах и на Севере. Так, зенитный ракетный полк Северного флота на арктическом архипелаге Новая Земля в этом году полностью перевооружен на комплексы С-400. Соединения Северного флота получили С-400 с новыми дальнобойными зенитными ракетами 40Н6 (дальность – до 400 км). ПВО Калининградской области в марте 2019 г. была усилена новым полковым комплектом ЗРС дальнего действия С-400 «Триумф», после чего число дивизионов С-400 в этом регионе увеличилось до шести. В том же месяце заступили на боевое дежурство боевые расчеты нового полка ЗРС С-400 и в Ленинградской области.