«Транспортная революции», о необходимости которой все время говорила мэрия Ростова, переносилась несколько раз - с августа на сентябрь, а потом на октябрь и, наконец, свершилась 1 ноября.

Ростовским перевозчикам очень не хотелось расставаться со своими старыми маршрутками и автобусами. Они, труженики, давно отработавшие свой век, каждый вечер привозили наличку. И вдруг их не стало.  

Рынок пассажирских перевозок в Ростове устоялся еще в лихие 90-е. Автотранспортники особо не претендуют на чужие маршруты, «катаются» только по тем, которые закрепились за ними. Так, на маршрутах 94 и 96 вот уже 17 лет курсируют машины АТП-3. Это самые длинные маршруты, около 53 километров. За это время перевозчик на конечных остановках оборудовал для водителей души, туалеты, горячее питание, заасфальтировал площадки остановок. И теперь ему отказано в этих маршрутах.

И вот в Ростове появился новый перевозчик «Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта» («Ипопат-Юг») из Удмуртии, которое по конкурсу департамента транспорта выиграло десять регулярных маршрутов. 221 автобус большой, средней и малой вместимости будут обслуживать эти десять маршрутов. По условиям конкурса транспорт должен быть новым или годовалым, оборудован кондиционерами, валидаторами.

Но «транспортная революция» для пассажиров 94 и 96 маршрутов наступила раньше, чем 1 ноября. «Ипопат-Юг» за несколько дней раньше сорвался в фальстарт, чем нарушил график движения автобусов АТП-3 по этим маршрутам, и вызвал шквал критики от ростовчан в адрес администрации города и, конечно же, в свой.

Сейчас, по словам сотрудников «Ипопат-Юг», каждый день на десять маршрутов выходит 150 автобусов. Что касается жалоб на работу автобусов на маршрутах №№ 94 и 96, которые ростовчанам приходилось ждать больше часа, представители компании ответили так: «2 ноября, на маршрут № 94 выпущено 12–14 машин, на маршрут № 96 – 16. Такой график будет соблюдаться и в дальнейшем».

Хотя, по условиям контракта на каждом из этих маршрутов должно быть по 23 машины с учетом резерва и курсировать они должны с 5 утра до 23 вечера. 

По состоянию на 2 ноября, в штате перевозчика было около 110 водителей при необходимости более 150. Каждый день предприятие, якобы, принимает на работу 7-12 человек. Но это водители и технический персонал не из Ростова, а из Ростовской области, из Ижевска командировать водителей было бы не рентабельно. 

В «Ипопат-Юг» откровенно признают, что рассчитывали решить все свои вопросы с персоналом за счёт ростовских транспортных предприятий, «пролетевших» с розыгрышем маршрутов. Однако этого не случилось.

Департамент транспорта Ростова, играя в конкурс с АТП, не допустил к торгам симферопольское ООО «Феникс» с его допотопными автобусами. Почему же удмуртский «Ипопат-Юг», не имея свой технической базы, персонала, выиграл конкурс?

Уже сейчас «Ипопат-Юг» прилично поиздержался на покупку в лизинг 150 новых автобусов, на аренду помещений под техбазу, заново выстроил мойку, сделал ремонт в помещениях, оборудовал спортзал, медкабинет, цеха по ремонту подвижного состава, на строительство хостела для иногородних рабочих. При этом, он для привлечения водителей с ростовских АТП обещает платить по три тысячи рублей в смену. 

Сможет ли при таких расходах перевозчик сводить концы с концами? Не запроситься ли назад в Удмуртию, или будет просить повысить тарифы за проезд? 

Прозрачности на рынке пассажирских перевозок нет и, наверное, будет не скоро. Слабую надежду дает безналичная оплата за проезд. Сейчас в Ростове все шире внедряется оплаты со счета мобильника. Правда, такое нововведение касается пока только абонентов «Мегафона». Оплатить проезд с банковских карт и виртуального кошелька можно только через валидаторы нового образца (зелёного цвета). Когда они появятся во всем общественном транспорте и какова доля наличной оплаты – это вопросы, ответы на которые будут замалчиваться как чиновниками, так и транспортниками.  Хотя, по условиям муниципальных контрактов все перевозчики «должны предоставить заказчику (департаменту транспорта Ростова) данные о собранной наличной выручке от реализации билетов и информации электронных устройств». 

Чиновник думают, что в автобусах еще по старинке кондукторы отрывают билетики. 

Конечно, хорошо, что в городе появился новый перевозчик. Появился конкурент с новыми автобусами и, может быть, теперь и ростовские АТП в погоне за пассажирами будут обновлять свой парк.  

Ржавые грязные маршрутки и автобусы с прогнившими полами, с курящими и разговаривающими по телефону хамами водителями, похоже, ушли в прошлое.