Организаторами пирамиды «Кэшбери», в которой растворилось около одного миллиарда рублей, были настоящие виртуозы финансового мошенничества. Им удалось не только провернуть крупную аферу за очень короткое время, но и организовать ее таким образом, что о конечных бенефициарах пока можно только догадываться. По ряду признаков «Кэшбери» связана с широкой сетью фирм-однодневок. При этом, по оценкам экспертов, «Кэшбери» лишь самая известная, но далеко не единственная пирамида подобного типа.

«Это одна из самых масштабных финансовых пирамид, которую мы выявили за последние годы, она развернула свою деятельность во многих регионах, практически по всей стране. Причем, в последнее время рекламирует себя все более активно, стараясь вовлечь как можно больше граждан», — заявил несколько дней назад директор департамента противодействия недобросовестным практикам ЦБ РФ Валерий Лях.

Однако признание руководством Банка России того, что система «Кэшбери» имела все признаки классической финансовой пирамиды, было очевидно запоздалым. О неизбежном крахе проекта «Кэшбери», стартовавшего в конце 2016 года на волне разгорающегося бума криптовалют, говорилось еще прошлым летом. Вот одно из сообщений того времени с форума портала «Банки.ру» (орфография сохранена): «Да это хайп [пузырь] галимый, без вариантов! Я, канеш, участвую в кешбери, уже в профите, но он от этого хайпом быть не перестал. Поскольку это пирамида и уже долго работает, то заходить уже, наверное, поздновато. Хотя, если август переживет (мертвый сезон для хайпов), то до ноября 100% просуществует, а на новый год скаманется [развалится], поскольку админу нужно будет в теплые края ехать». О том, что «Кэшбери» — это очередной «лохотрон», практически сразу после ее появления говорилось и на криптовалютных форумах (без собственной криптовалюты Cashbery Coin проект, разумеется, не обошелся).

Однако пирамида прожила существенно дольше и стремительно вовлекала все новых адептов — не в последнюю очередь благодаря агрессивной рекламной поддержке с участием «звезд» типа Николая Баскова, Валерия Меладзе и Ольги Бузовой. «Отговариваю сестру, чтобы не вляпалась в хайп. Пишет, многие кредиты в банках берут и несут в Кэшбери — представляешь? — в Перми», — писал на форуме «Банки.ру» один из посетителей в начале нынешнего июня. А вот сообщение начала августа: «Кто-нибудь, расскажите про Кэшбери. Знакомая семья этим летом вложилась туда, даже кредитов набрали для этого. Я тогда впервые услышала про Кэшбери и решила, что эти люди сошли с ума. Но они такими темпами отбивают свои деньги, что и мне захотелось».

Как можно легко догадаться, одной из главных причин интереса к «Кэшбери», предлагавшей инвесторам доход от 1,5% в день, были низкие ставки по банковским депозитам. Еще одно признание с банковского форума: «Была в „Советском“, теперь, после его закрытия, — в МКБ, под 8%, а хочется процент повыше и побыстрее, как у знакомой в Кэшбери. Коплю копеечку к копеечке. А люди все мои проценты за три года обогнали за чуть более месяца».

«Говорящей головой» «Кэшбери» выступал некто Артур Давидович Варданян — представительно выглядящий молодой человек в очках, утверждающий, что до 2011 года он работал в кредитном отделе банка ВТБ24 (в группе ВТБ эту информацию опровергают). В российских системах анализа данных о компаниях и бизнесменах («СПАРК-Интерфакс», «Картотека» и др.) есть информация о двух его полных тезках, но практически со стопроцентной вероятностью можно утверждать, что никакого отношения к первому лицу «Кэшбери» они не имеют. В сети «Вконтакте» также имеется страница учредителя и председателя правления «Кэшбери&Лига аукционов&Кэштрейдинг» Артура Варданяна, где указаны его родные города (Ереван, Ростов, Екатеринбург), образование (Уральский государственный юридический университет) и даже место военной службы (расположенный в Чечне Аргунский погранотряд 2132, 2001−2003 годы, то есть во время второй Чеченской войны). Но достоверность этих сведений, конечно, более чем сомнительна.

В то же время доподлинно известно, что Артур Варданян является директором компании Cashberry Limited, зарегистрированной в Лондоне. Именно эта организация выступала принципалом в рамках договора от 1 декабря 2016 года с российским ООО «Кэшбери», которое в качестве агента обязуется «осуществлять действия, направленные на поиск и привлечение клиентов, которые хотели бы предоставить заём принципалу», то есть инвесторов. Копии договоров между ними размещены в свободном доступе на портале «Кэшбери».

Само ООО «Кэшбери» было зарегистрировано 22 ноября 2016 года в Ростове-на-Дону по улице Нижнебульварной, 47 (уставный капитал -10 тысяч рублей, основной вид деятельности — «Деятельность в области права»). Обратившись к сервису «Яндекс Карты», каждый может убедиться, что по этому адресу расположен не бизнес-центр, а частное строение, где, по данным системы «Картотека» также зарегистрировано еще более 200 юридических лиц. Иными словами, это в чистом виде адрес массовой регистрации — характерный прием, используемый владельцами фирм-однодневок.

Учредителем и генеральным директором ООО «Кэшбери» является Роман Алексеевич Алексеев, родившийся в 1988 году в городе Морозовске Ростовской области. Он же с ноября 2016 года выступает руководителем и единственным владельцем зарегистрированного по тому же адресу ООО Микрофинансовая организация (МФО) «Кэшбери», которая до этого принадлежала бизнесмену Адику Аршба, почетному консулу Абхазии в Ростове-на-Дону. Судя по имеющейся финансовой отчетности, никакой деятельности до смены владельца эта МФО не вела; нет и данных о ее финансовых показателях за 2016−2017 годы.

Кто такой Роман Алексеев — главная загадка во всей истории с «Кэшбери». Помимо двух упомянутых компаний, этот человек возглавляет еще несколько организаций, причем практически все они имеют открытые исполнительные производства либо находятся в стадии ликвидации. Любопытно, что появление Алексеева в качестве их директора и/или учредителя относится к короткому отрезку времени с конца 2015 по конец 2016 года. То есть перед нами либо какой-то неожиданно проявившийся ближе к тридцати годам предпринимательский талант, одномоментно начавший заходить в различные активы в Ростовской области, либо подставное лицо. Второй вариант выглядит куда более убедительно. Судя по всему, Алексеев выступает так называемым массовым директором — представителем профессии, на которую по-прежнему присутствует немалый спрос, несмотря на декларируемые успехи в борьбе с обналичкой. «Требуются директора СПб. — Москва. Каждый выход +3000 руб., зарплатные проекты до 80 000 руб. Быстрая проверка документов, выход на следующий день. Денежные бонусы за приведенного знакомого 5000 руб. Пишите. Мы найдем работу для каждого», — такого рода объявления легко обнаружить в соцсетях.

В случае с Романом Алексеевым четко прослеживаются несколько схем. Первая — Алексеев становился владельцем и учредителем компаний, ранее зарегистрированных на других лиц, о которых нет никакой иной информации. Это, в частности, ООО «Азимут Трейд» из Ростова, ООО «Бет» из города Шахты и ООО «Стэм» из Батайска. Первая из этих компаний прекратила деятельность в январе, просуществовав меньше двух лет, вторая не предоставляет отчетность больше года и вскоре будет исключена из реестра юрлиц, а третья за год более двух раз меняла место постановки на налоговый учет. В общем, все признаки фирм-однодневок налицо. «Зарплату не платят, партнеров кидают. Не рекомендую устраиваться сюда, а тем более что-то покупать у них», — утверждается на одном из сайтов отзывов о работодателях о ростовском ЗАО «Ферроком-Сервис», еще одной компании, гендиректором которой является Алексеев.

Некоторые юридические лица, возглавляемые Романом Алексеевым, все же вели реальную деятельность. Например, это ООО «Аспект», ООО «Веста» и ООО «ЮРС Прод» из Мясниковского района Ростовской области, занимавшиеся производством животных жиров. Изначально эти компании были связаны предпринимателем Михаилом Волошиным, уроженцем города Ровеньки Луганской области. Но в 2016 году в них неожиданно появляется Алексеев, после чего «Юрс Прод» прекращает деятельность, у «Аспекта» появляется задолженность по кредитам более чем на 200 млн рублей, а «Веста» присоединяется к воронежскому ООО «Венера». Последнее также поглощает и другие компании, учредителем и владельцем которых является Роман Алексеев. Само ООО «Венера» зарегистрировано в Воронеже, а его единственным учредителем выступает некий Вячеслав Паринов — такой же массовый директор, как и Алексеев. По данным «Картотеки», на Паринова зарегистрировано несколько десятков фирм, по ряду названий которых легко угадываются «мотыльки», как в налоговых органах называют компании, используемые для обналичивания денег.

Воронеж здесь появляется, видимо, тоже не случайно — этот город давно имеет репутацию одной из главных столиц российской обналички. Еще весной 2016 года ГУВД Воронежской области сообщило о ряде уголовных дел о незаконной банковской деятельности, при расследовании которых было изъято более 300 печатей различных юридических лиц, незаконные обороты по ним составляли порядка миллиарда рублей в год. В июне прошлого года на основании оперативных материалов регионального УФСБ под следствием оказалась целая группа воронежских обнальщиков в составе 20 человек, использовавшая 200 подконтрольных фирм-однодневок и данные 1800 граждан, на которых были оформлены банковские карты. По данным полиции, банда действовала больше двух лет в нескольких регионах, включая Ростовскую область. Кроме того, можно вспомнить, что именно в Воронеже был зарегистрирован лишенный лицензии в июле 2016 года Арксбанк — скандально известный «пылесос», привлекавший средства населения под высокие проценты и уводивший их «мимо кассы». Объем хищений в нем, по данным ЦБ, составил порядка 34 млрд рублей.

Не исключено, что пирамида «Кэшбери» также имела отношение к сети теневых финансовых операций, хотя пока совершенно непонятно, кто был ее бенефициаром. Возможно, определенные ответы на этот вопрос будут получены, если компетентным органам удастся обнаружить Романа Алексеева, к которому сходятся нити целой группы сомнительных организаций. При появлении насчет Алексеева по меньшей мере будет понятно, каким образом он вдруг стал учредителем и гендиректором более чем десяти коммерческих структур и как познакомился с Артуром Варданяном. Стоит добавить, что гражданина Алексеева уже давно разыскивают судебные приставы: по данным портала ФССП, за ним числится крупная задолженность по кредиту, недоимки по налогам, неоплаченные штрафы и т. д. То есть искать его надо в России — скрыться за границей при таких долгах он вряд ли смог бы.

Остаются без ответа и другие вопросы. Каким образом организаторы «Кэшбери» смогли беспрепятственно развернуть сеть своих офисов по всей стране? На каких условиях участвовали в рекламе пирамиды «звезды»? Кто занимался организацией помпезных промо-акций пирамиды? Почему контролирующие органы не отреагировали на то, что в схеме присутствует компания из Великобритании, поручающая российской компании искать для нее инвесторов? Почему оказывать эти услуги стала компания, не имевшая допуска к работе на финансовых рынках?

Последний вопрос вообще подводит к одной из главных причин того, почему в России постоянно обнаруживаются все новые пирамиды. «Чаще всего финансовыми пирамидами оказываются компании, формально находящиеся вне финансового рынка, не имеющие лицензий на участие в нем, — констатирует генеральный директор Аналитического агентства „БизнесДром“ Павел Самиев. — Таких невыявленных структур по всей России, скорее всего, еще десятки, если не сотни. Очевидным признаком пирамиды являются агрессивная реклама и большой поток новых участников. Но нередко пирамида оказывается завуалированной. Такие структуры дают не настолько массовую рекламу, чтобы это заметили регулятор и правоохранительные органы, но все же собирают какое-то количество людей за счет социальных сетей и „сарафанного радио“. Конечно, „Кэшбери“ относится к первому типу: у нее была масштабная реклама, был собран значительный объем денег. Выявлять ее надо было раньше — еще весной было очевидно, что „Кэшбери“ имеет все признаки пирамиды со сложной схемой. Выявить пирамиду проще, если речь идет о суммах в несколько миллионов рублей, но здесь совершенно другой масштаб — сотни миллионов. При таком размахе организаторы вполне могли потратить значительные суммы, чтобы грамотно скрыть все следы и не засветить конечных бенефициаров».

По словам Самиева, аналогичные компании действуют и сейчас — просто они дают не настолько заметную рекламу. «В печатных изданиях, ориентированных на широкий круг населения, реклама финансовых услуг в части инвестирования чаще всего находится на стыке между легальными средствами наподобие микрофинансовых организаций и сомнительными инструментами — потребительскими кооперативами, малопонятными „инвестиционными холдингами“ без каких-либо лицензий и т. д., — отмечает эксперт. — С одной стороны, такие организации пользуются низкой финансовой грамотностью населения. Но в то же время они приводят в своей рекламе номера каких-то лицензий и аккредитаций, ссылки на ЦБ, различные ведомства — на это многие обращают внимание и думают, что раз есть все легальные атрибуты есть, то можно и попробовать в этом поучаствовать».