Президент России Владмир Путин своим указом присвоил звание «Заслуженный художник Российской Федерации» известному ростовскому живописцу Вячеславу Ивановичу Лубянову.

Вячеслава Лубянова можно назвать и российским живописцем – настолько географически широк диапазон его творческих пристрастий.  Он изведал неповторимое  очарование природы нашего Отечества, начиная с Дальнего Востока, Камчатки, где он служил на кораблях Тихоокеанского флота, Средней полосы России, и, заканчивая Тихим Доном, где последние двадцать пять лет живет и работает.

Биография  Вячеслава Лубянова характерна для  многих советских молодых людей его поколения. Родился в 1948 году в селе Подгорное Воронежской области в обыкновенной рабочей семье. Учился в средней школе, по воскресеньям ездил в город Калач в изостудию. Шестнадцатилетним пареньком на летние каникулы уехал погостить к старшей сестре в Амурскую область, да там и остался на многие годы. После школы поступил в художественно-педагогическое училище в Благовещенске. С училища был призван на воинскую службу в Краснознаменный Тихоокеанский флот, служил на Камчатке. Потом поступил в Дальневосточный институт искусств по специальности «Живопись», учился по мастерской Василия Никаноровича Доронина, одного из лучших выпускников МХИ им. В.И.Сурикова, прекрасного портретиста и отменного рисовальщика. Под его руководством в 1976 году писал дипломную работу «Строители-скалолазы Зейской ГЭС», которая посвящена романтике молодежного труда на великих стройках страны. Естественно, за материалом  для картины молодой живописец поехал на стройку. Экзаменационная комиссия признала работу отличной не только за актуальный по тем временам сюжет, но, прежде всего, за уровень исполнения. Мастерство молодого живописца оценили в Москве, эта картина экспонировалась в 1977 году на ретроспективной выставке, посвященной 225-летию Российской академии художеств.

– Тему молодых строителей Вячеслав Лубянов не оставлял и позже. В 1980 году он пишет композицию «БАМ», – вспоминает Виталий Стасевич, профессор кафедры изобразительного искусства. – По жанру – это натюрморт. Но как умело автор через бытовые детали интерьера передает глубину и силу человеческого духа! Окно, подоконник, на нем - жестянка с окурками, под ним на батарее сушатся рабочие кирзовые сапоги и вязанные почти белые шерстяные носки. Этот усталый притихший уголок интерьера мечтательно  связывает с далеким миром цивилизации  фотография с купающейся в море девушкой. Необычное образное решение автора и сколько в нем повседневной правды жизни, какая символическая взвешенность каждой детали, и написано все это в тонких сближенных цветовых и тональных отношениях умело подобранной палитры.

На примере этой работы можно проследить отношение автора к другому жанру – пейзажу, который мы видим за окном его картине «БАМ». Такой сюжетный ход Лубянов будет часто использовать в своем творчестве, подчеркнул Виталий Стасевич.

В искусстве Вячеслава Лубянова большое место занимают пейзажи, в которых живописно и ритмически темпераментно заложены единая цель и мысль – передать свое восхищение  от встреч с природой России.  И где бы ни жил живописец Лубянов – в Твери,  Омске, Калуге и, наконец, в Ростове-на-Дону для него, певца русской природы, пейзаж остается главным жанром.

Он мастерски передает состояние природы. Многие его работы родственны между собой захватывающим впечатлением от русской зимы, издревле любимого народного праздника: «Рябиновое ожерелье», «Мороз и солнце», «Субботний день», «Первый снег». Это именно те морозные снежные, хороводные и ярморочные русские зимы, о которых слагали стихи Пушкин и Некрасов, писали картины Суриков и Кустодиев.

– Есть в многообразном пейзажном творчестве Вячеслава Лубянова и другая Россия – Россия спокойная погруженная в себя, иногда в глубокое раздумье, и даже печаль и тревогу, – говорит  старший научный сотрудник Ростовского музея изобразительных искусств Валерий Рязанов. Такое чувство вызывает вечерний деревенский мотив,  написанный в предосеннюю распутицу после обильного дождя с темными силуэтами больших деревьев на фоне тревожно-багрового заката («Теплый вечер»), застывший  в зимнем оцепенении с едва выглядывающими из под толщи глубокого снега деревенскими избами с одинокой запряженной в сани лошадкой  увиденной автором  где-то в русской глуши («Март»).  Впечатление от печальных размышлений живописца особенно эмоционально остро воспринимается, когда видишь откровенно мрачную в звучании цветового настроя «Умирающую деревню», брошенную на произвол судьбы человеческим равнодушием.